Старый Крым – город, само название которого говорит о его старине, примечателен именно своим незаурядным прошлым. В мире найдется не так много исторических столиц, которым довелось пережить столь же стремительный взлет и столь же скорое угасание.
Период расцвета этого города, известного в прошлом как «Крым Салхат», уместился на довольно коротком историческом промежутке длиной немногом более века. Однако память в этом кратком, но бурном расцвете сохранилась в Крыму навсегда.
Если бы мы перенеслись в прошлое и совершили прогулку по городу, наше внимание привлекла бы повсеместная стройка. Это было необычайное событие в жизни города, потому что здесь строилась мечеть, подаренная самим египетским султаном Рукнеддином Бейбарсом.
В 1287г. он прислал в Крым 2000 динаров и искусного египетского каменотеса для постройки и украшения новой столичной мечети. Этот щедрый дар был сделан им в знак союза с золотоордынским ханом Берке, первым мусульманином на чингизидском престоле.
Развалины мечети Бейбарса
В Старом Крыму издавна принято считать, что эти руины и есть остатки той самой мечети, что когда-то была построена здесь на средства египетского правителя. Наука склоняется к мнению, что эти развалины более поздние.
Тем не менее в городе помнят о роскошном подарке султана. А некоторые предания сами говорят, что сам Бейбарс был выходцем из Крыма.
Не сохранились сведения, какие здания в крымской столице были сооружены по приказу самого хана Берке. Однако среди них был монетный двор.
Серебряный дирхем хана Берке стал первой в истории монетой, на которой можно прочесть слово «Крым».
Со дня постройки мечети Бейбарса прошло уже почти полвека, когда сюда, в крымскую столицу, прибыл арабский путешественник ибн Батут. К его приезду город уже настолько расцвел и разросся, что путешественник счел возможным назвать его «Большим и красивым». А надо знать, что ибн Батуте было, с чем сравнивать, поскольку к тому времени он уже повидал действительно самые большие и богатые города Ближнего Востока – Каир, Дамаск, Багдад. В его записках мало места посвящено описанию самого города, зато он подробно перечисляет людей, с которыми он встретился. Это были шейхи, кадии различных мазхабов, хатибы, правоведы. Такое обилие ученых мужей в городе показывает, что в городе уже процветала образованность.
Памятники, поныне стоящие в Старом Крыму, подтверждают свидетельства арабского гостя. Эти полуобрушенные своды – не что иное, как руины медресе – религиозного училища. Оно было построено на пожертвования знатной дамы по имени Инджебе хаттун.
Именно здесь и получали образование будущие шейхи, хатибы, кадии, которые и обеспечили Псалхату славу одного из крупных центров мусульманской учености.
Руины медресе, какими мы их видим сегодня, это лишь остатки того величественного здания, которое стояло здесь когда-то. Его высокий портал был почти цел еще в конце 18 века, и его успел зарисовать русский художник.
Гораздо больше посчастливилось другому сооружению – главной городской мечети. Дошедшие до наших дней постройки ордынской эпохи в Крыму можно пересчитать по пальцам одной руки. И эта – самая крупная и наиболее сохранившаяся из всех них.
Ее портал украшен тонким резным орнаментом в сельджукском стиле. А надпись, выполненная изысканной вязью, сообщает, что мечеть была сооружена в 1314г. По повелению узбек-хана и при участии некоего Абдуль-азиза, который, возможно, был архитектором при строительстве этой мечети.
Схожая по стилю надпись высечена и над резным мехрабом. Однако ее текст говорит уже о вечном – о Творце и о вере в него.
Старый Крым, сон о былой славе
Правление Узбек-хана по праву считается «золотым веком» Золотой Орды. В эту эпоху город Крым превратился в один из крупных узлов международной торговли. И его имя стало известно далеко за пределами полуострова.
На здешних рынках встречались друг с другом купцы, пришедшие караванами или приплывшие под парусами с противоположных концов евразийского континента. А в 25 км отсюда лежал портовый город Кафа (современная Феодосия), откуда генуэзские суда доставляли редкие восточные товары в Западную Европу.
Эта полуразрушенная стена караван-сарая – единственный свидетель кипевших тут когда-то оживленных торгов. Подобными стенами была окружена и вся эта площадь. И к каждой из них изнутри были пристроены помещения в 2 этажа. В стенах до сих пор можно видеть отверстия для деревянных балок.
В нижнем этаже располагались склады для товара, а на верхнем – жилые комнаты для приезжих купцов.
О щедрости и богатстве здешних купцов ходили легенды, не уступающие в красочности сказаниям «Тысячи и одной ночи». Известно одно предание, как один салхатский купец взялся за свой счет построить для города мечеть и даже сам участвовал в строительных работах. Однажды, занимаясь этим, он увидел проезжающего мимо купца с грузом драгоценного мускуса. Он окликнул его, желая узнать, откуда тот держит путь и почем продает свой товар. Но собеседник нагрубил ему в ответ, решив, что разговаривает с обычным каменщиком. Тогда строитель мечети заявил, что сию же секунду выкупает весь его товар, и на месте отсчитав огромную сумму, высыпал мешки ароматного мускуса в строительный раствор на глазах у изумленного купца. Как говорили, руины этой мечети даже спустя столетия благоухали мускусом, особенно после летнего дождя.
К сожалению, от этой постройки не осталось даже руин. Причем уничтожены они были совсем недавно.
Помимо легендарной «мускусной мечети» в городе существовала и еще одна достопримечательность ордынских времен – Куршум-джами (Свинцовая мечеть).
Говорили, будто между камнями ее стен строители заливали свинец для укрепления кладки. Однако сейчас свинца мы здесь не найдем. И свое название мечеть, скорее всего, получила из-за свинцовой кровли, которая покрывала ее.
Таков вкратце был облик Крыма в ордынскую эпоху, когда его еще не называли «старым».
Перенесемся сейчас в ханские времена. Какой мы застанем древнюю крымскую столицу, взявшую столь быстрый и успешный старт. Ответ будет довольно неожиданным – мы увидим ее в руинах. Об этом дружно свидетельствуют все очевидцы, посетившие этот город во времена крымского ханства. И поляки, и турки, все в один голос говорят, что Крым был очень большим и красивым городом, средоточием наук и искусств, что здесь до сих пор сохранились крепостные стены, мраморные ворота, мечети и медресе. Но в то же самое время бОльшая часть этих сооружений полуразрушена, жителей осталось немного, и в городе царит запустение.
Что же случилось с блистательной крымской столицей? Турецкий путешественник Эвлия приводит легенду о том, что однажды сюда в богатый город среди зимы пришел нищий странствующий дервиш. Он просил подаяния и крова, но никто не обратил на него внимания и не открыл дверей. Тогда дервиш взял метлу и подмел городские улицы. И после этого город начал постепенно приходить в упадок, пока почти не опустел, как будто выметенный начисто.
Истина, конечно, кроется в другом. Золотой век Узбек-хана и его ближайших наследников миновал, и Орду начали сотрясать смуты. Многочисленные претенденты на ордынский престол яростно сражались между собой и не раз вторгались с Волги в Крым, поочередно захватывая его столицу.
Полуостров стал полем битвы враждующих ордынских ханов, и его главному городу в эти годы пришлось очень тяжело. Среди прочих пришельцев с разрушительным походом здесь побывали войска Тамерлана, преследовавшие Тохтамыша. Да и сам Тохтамыш не раз осаждал стены Крыма, изгоняя отсюда своих противников.
Не прошло и 100 лет после Узбек-хана, как о Солхате уже писали, что некогда это был самый купный город Орды, но теперь бОльшая часть его лежит в развалинах.
Смутные времена закончились, когда в 1441 году Хаджи Герай пришел к власти и вывел Крым из-под владычества разваливающейся ордынской империи. Жизнь на полуострове стала налаживаться, но его прежняя столица с тех пор так и не оправилась от разгрома.
Хаджи Герай перенес свою ставку в более безопасный и лучше укрепленный Кырк-Ер, его преемники занялись обустройством новой столицы в Бахчисарае, и политический центр крымского государства окончательно переместился на юго-запад.
В крымской истории началась новая глава.
Старый Крым – это город с уникальной историей, расположенный в очень красивой местности. Знаменитая когда-то столица крымского улуса сегодня может показаться тихим, сонным городком.