Как путешествовать по Европе на поезде? Какие бывают поезда, как путешествовать по одной стране или в другие страны внутри Еврозоны. Типы вагонов поезда и виды ж/д билетов.
Почему поезд, а не самолет или авто?
Для начала рассмотрим 6 основных причин, почему именно поезд является предпочтительным средством передвижения по Европе для самостоятельных путешественников:
- Экономия. Если заранее покупать билеты по распродажам на сайтах ж/д компаний разных стран, то можно экономить до 60%.
- Природа и красоты, которые вы можете увидеть из окна поезда. В некоторых странах ж/д дороги проходят по таким живописным местам, что даже сама поездка уже является увлекательным путешествием. И ради одной такой поездки уже можно отправиться в путешествие на поезде.
- Удобство. Во многие европейские города, где проблемы с парковкой, поезда приходят в самые центры (вокзалы расположены в центре города), и вы экономите много времени. Нет тех проблем, которые испытывают на себе путешественники на авто.
- Комфорт в ночных поездах. Во все крупные города Европы можно доехать на ночном поезде, сэкономив деньги на отеле, отоспаться в дороге и с новыми силами на утро осматривать новую страну, новый город.
- Скорость. На поезде путешествовать по Европе часто быстрее, чем летать на самолете, если сложить то время, которое нужно потратить, чтобы добраться до аэропорта, пройти регистрация, забрать багаж и приехать в центр города.
- Некоторые боятся летать самолетами.
В Европе несколько типов железных дорог: обычные магистральные и региональные линии, магистральные линии со скоростным движением, высокоскоростные линии и частные туристические (как правило, пролегают в очень живописных местах. Например, в Швейцарии их очень много).
Региональные поезда
Это самые обычные пригородные поезда, по-нашему, электрички. В расписаниях такие поезда обозначаются RE (региональные), и заранее покупать билеты на них не нужно. Билеты покупаете непосредственно в автомате на ж/д станции или в кассе.
Между крупными городами Европы курсируют поезда 2 типов:
- IC (InterCity) – если поезд идет внутри страны.
- EC (EuroCity) – международный поезд.
Такие поезда можно назвать скорыми, но они делают остановки во всех промежуточных станциях. Предварительно можно зарезервировать место на поезд, чтобы гарантированно сидеть там, где хотите. Но можно и не резервировать.
Скоростные поезда
В каждой европейской стране есть собственный бренд. Есть несколько международных брендов скоростных поездов.
В Германии это поезда ICE, ICE SPRINTER, ICE T.
Резервирование билетов не обязательно (кроме международных поездов Франкфурт – Париж и поездов ICE Sprinter.
В Испании поезда AVE. Например, поезд Мадрид – Барселона идет 3 часа, Барселона – Жирона 30 минут.
В Австрии, Германии и Венгрии – поезда Railjet. Например поезд Вена – Будапешт идет 3 часа, Вена – Мюнхен 6,5 часов. Резервирование билетов не обязательно.
В Италии – Le Frecce trains (Eurostar Italia). Резервирование билетов обязательно (сайт ж/д Италии). Такие поезда делятся на 3 типа:
- Frecciaross (красные) – двигаются по специальной выделенной линии, специально построенной для них. Поезд Рим – Милан менее 3 часов в пути.
- Frecciargento (серебристый) – более медленный, делает остановки.
- Frecciabianca (белый) – еще более медленный.
Во Франции – TGV, IDTGV (двухэтажные вагоны, на втором этаже “зона покоя”, без детей и шума), QUIGO (бюджетный скоростной поезд, низкие цены).
Thalys – еще один скоростной поезд. Он соединяет несколько стран: Францию, Бельгию, Нидерланды, Германию. Основные направления: Париж – Брюссель – Амстердам, Париж – Кельн. Резервирование билетов обязательно, билеты дорогие.
Ночные поезда
Есть два типа таких поездов:
- EN (EuroNight).
- CNL (CityNightLine). Большинство поездов имеет название звездных созвездий (см. ниже) и все состоят из вагонов одинакового класса.
Резервирование билетов обязательно. Стоимость резервирования для обладателей проездного InterRail зависит от маршрута и типа проездного. Примерная стоимость:
- сидячее место в вагонах 2-го класса от 5 евро;
- спальное место в вагоне “Couchette-6” от 14 евро;
- спальное место в вагоне “Couchette-4” от 26 евро;
- спальное место в вагоне “Sleeper-3” от 30 евро;
- спальное место в вагоне “Sleeper-2” от 40 евро;
- спальное место в вагоне “Sleeper-1” от 90 евро.
В европейских поездах существует 2 основных класса спальных вагонов: sleeper и Couchette.
Поезда для перевозки авто
Такие поезда, Motorail, перевозят легковые авто. Особо популярны такие поезда в Германии, в Финляндии, во Франции и Австрии.
Есть также паромные переправы. Самая популярная из Стокгольма в Хельсинки, из Питера в Стокгольм, из Питера в Германию.
Типы вагонов
Вагоны в европейских поездах значительно отличаются от наших, российских.
На крупных европейских ж/д станциях на каждой платформе стоят щиты, на которых вот такие рисунки, т.е. состав каждого поезда вы видите: куда он подойдет, где будет головной и последний вагон.
Итак, какие есть маркировки вагонов:
- Coach – классический дневной вагон, сидячие места, по два места с каждой стороны. Цифры на вагоне указывают его класс: 1й или 2й.
- есть купе с прозрачной дверцей (seat compartment). В первом классе обычно сидят 4 человека, во втором – 6 человек;
- есть вагоны с открытой планировкой (аналог Сансана в России) – open carriage.
- Couchette – спальный вагон, аналог российского купе. Простое постельное белье, нет разделения по полу (мужчины и женщины вместе). Бывают двух типов:
- “couchette-4” – помещается 4 человека;
- “couchette-6” – помещается 6 человек. До вечера все люди сидят, затем приходит проводник, открывает полки, и все укладываются – 3 человека с одной стороны, 3 с другой.
- Sleeper – узкое спальное купе, где в зависимости от класса едет 2 или 3 человека. Есть рукомойник, выдают минимальный набор туалетных принадлежностей, постельное белье.
Все пассажиры в таком купе спят ногами к окну, а не как мы в России – головой к окну. До вечера средняя полка убрана. И не принято, чтобы нижний пассажир сразу раскладывался спать, чтобы он занимал сразу всю полку. Нет, все обычно сидят на нижней полке, и только в определенное время отбоя проводник раскладывает среднюю полку, и все ложатся. Принято, что постель готовит тоже проводник, никого одеяла и наволочки вам заправлять не надо.
В купе Grand Class есть свой туалет, душ, умывальник. Всего в вагоне таких купе 5. У финских ж/д есть купе extraClass – оно размещается на втором этаже двухэтажных вагонов.
Виды ж/д билетов по Европе
- Билет на одну поездку от одного города до другого (point-to-point ticket). Самый распространенный билет, можно купить электронный билет на сайте железной дороги. Кондуктору предъявляете распечатанный билет. В некоторых странах достаточно показать электронный билет на экране мобильного телефона (Финляндия, Италия). Чем ближе к дате отправления поезда покупаете билет, тем он дороже. Покупая билет заранее, можно сэкономить до 70%, но вы привязаны к конкретной дате и поезду.
- Билеты выходного дня по низким ценам. Например, в Чехии есть билет за 5 евро на 1 день с безлимитным количеством поездок на любых поездах.
- Групповые / семейные билеты. Семья до 5 человек может кататься по всей Чехии за 25 евро в течение 1 дня. В Швейцарии очень выгодные семейные тарифы.
- Билеты для молодежи до 26 лет (young) и пенсионеров с 60 лет (senior). Для таких категорий предусмотрены скидки по всей Европе.
Есть интересные и международные тарифы. Рассмотрим на примере нескольких стран.
- “First minute Europe”. Тариф из Чехии по Восточной и Западной Европе (от 19 евро) в сидячем вагоне.
- “Europa spezial”. Тариф из Германии от 19 евро.
- “Smart price”. Тариф из Италии от 19 евро.
По всем эти дешевым тарифам очень жесткие ограничения по смене даты и поезда. Практически все они невозвратные.
Проездные билеты Interrails (вся Европа от 276 евро):
- Interrail global pass. Действует на территории 30 европейских стран, входящих в Еврозону. Пять дней нелимитированных поездок по все ж/д веткам Европы стоят от 276 евро.
- Interrail one-country pass. Действует только в одной стране.
Для примера сравним, насколько выгодно пользоваться проездным, если у вас несколько дней на знакомство с Европой.
Путешествуйте по Европе на комфортных скоростных поездах.