Балаклава

Древний город Балаклава расположился на берегу длинной и узкой бухты, что глубоко врезалась в сушу между обрывистых скал. Это самая удобная гавань во всем Крыму. Испокон веков в этой гавани искали убежища от морских бурь все те, кто когда-либо странствовал по неспокойным черноморским водам.

Балаклава

Для туристов – это жаркий юг, а для мореплавателей Древней Греции полуостров представлялся чем-то вроде Аляски или Камчатки, на самом дальнем, самом холодном краю исследованного ими мира.

Добраться сюда из Средиземноморья на судах того времени  было непросто, а благополучно вернуться отсюда домой – еще тяжелее. Тем ценнее была для древних моряков эта бухта, которую они называли «Сигнальная гавань».

Сигнальная бухта

В Сигнальной гавани можно было надежно укрыть судно от шторма, но войдя в нее, древние моряки подвергались новой опасности – встрече с таврами. Историки писали, что тавры специально подстерегали заходившие в гавань греческие суда, нападали и приносили всех захваченных в плен в жертву своей богине, а головы их насаживали на шесты возле своих святилищ.

Мыс Фиолент расположен к западу от Балаклавы. Этот мыс – осколок древнего, давно потухшего вулкана, отличается поразительной красотой пейзажа.

Мыс Фиолент

Прошли многие века, и много изменилось в Крыму. Суровые тавры были усмирены римскими легионами, потомки греческих мореплавателей давно осели на полуострове и смешались с местными народами, а бухта давно перестала быть опасным местом, и на ее берегах вырос  небольшой городов с пристанями и рыбными лавками.

На вершине прибрежной  скалы к 15 веку уже возвышалась крепость, возведенная новыми хозяевами здешних земель – генуэзцами, которые овладели этой бухтой и ее берегами на основании договоров с ханами Золотой Орды. Выходцы из Италии называли здешний город Чембало, переделав на свой лад греческое название бухты Симбалон.

Чембало

Как и прочие генуэзские владения в Крыму, Судак, Керчь, Гурзуф, Чембало подчинялся верховному консулу в Кафе, а в самом городе правил местный консул. Его резиденция и располагалась на вершине горы под защитой крепостных стен.

Эти каменные кладки – руины бывшего консульского замка.

Консульский замок

На его развалинах теперь выстроен военный объект, и сегодня уже трудно представить, как выглядело это здание изначально.

Неподалеку от замка располагалась Ратушу (городская управа), где хранились генуэзские знамена, и где по обычаю  на ночь никогда не гасили свет.

Крепость Чембало была абсолютно неприступна с моря.  Ее защищали отвесные скальные обрывы высотой 200 метров. Пробиться к ней из бухты было тоже непросто, ведь подножие горы было опаясано рядом башен и стен. Это была нижняя крепость.

Но даже в том случае, если бы противник сумел преодолеть ее заслон , защитники Чембало могли отступить в верхнюю крепость на самом пике горы и успешно обороняться от неприятеля.

Консульский замок в древности

Самое заметное сооружение сейчас – это башня – донжон. В этом здании было 4 этажа. Нижний был обустроен под большую цистерны для воды на случай осады, а два верхних были жилыми. Еще в начале 20 века можно было видеть камины и деревянные полы. На крыше донжона был устроен маяк из большой чаши с маслом и несколькими толстыми фитилями.

Управление итальянской колонией на далеком крымском берегу регулировался специальным уставом, который утверждался в Генуе. В нем до мелочей были выписаны положения, которые сегодня мы бы назвали антикоррупционными.

Например, консулу Чембало запрещалось вымогать у жителей товары и услуги по ценам ниже рыночных; ему запрещалось устанавливать непредусмотренные налоги, а также присваивать поступления в государственную казну.

Немалая часть положений устава касалась рыбного рынка, правилам торговли и налогообложения на нем. Это неудивительно, ведь рыболовство в то время являлось основой здешней экономики. Закон перечислял даже отдельные виды рыб, которые добывали  местные рыбаки: кефаль, ставрида, скумбрия , камбала.

Природа очень обогатила Балаклаву. Ее глубокая и спокойная бухта всегда кишела морской рыбой, которая заходила сюда на нерест и на зимовку. Даже сейчас, когда вода в бухте загрязнена судами, местные рыбаки могут рассчитывать на приличный улов.

Это рыбное изобилие и дало городу его тюркское имя Балаклава, которое  переводят как «рыбное гнездо», и которое употреблялось здесь еще до установления османской власти.

В 1475 году турецкое войско отбило крепость Чембало у генуэзцев, и город перешел во владение Османской империи.

В старой крепости расположился военный гарнизон численностью около 200 человек, а маяк на вершине донжона  продолжал гореть, как и прежде.

Крепость Чембало

Османы обновили и перестроили башни , а городок тем временем разрастался и насчитывал около 300 домов. В Балаклаве появилось две мечети, караван-сарай и турецкая баня.

Помимо рыбной ловли у здешних жителей появилось также  и  новое ремесло – в Балаклаве были устроены корабельные верфи. На них сооружались гребные и парусные суда для османского флота. В 17 веке на воду спускали до 5 больших судов  в год.

Крымские ханы не имели своего флота, пользуясь при необходимости турецкими судами. Однако Селямет 1 Герай в начале 17 века решил обзавестись собственным кораблем. За большие деньги, 1000 золотых, он заказал у балаклавского корабела Аджи Муслима 20-метровое судно.

Проект корабля

Увы, хан скоро умер, корабль остался не достроен, и начало крымскому флоту так и не было положено.

Древесину для строительства судов добывали здесь же, в окрестностях Балаклавы, в окружавших ее густых горных лесах. Для этого отбирались самые высокие и прямые деревья. Лес заготавливали не только для местной судоверфи, но и на экспорт. Известно, что построенные в Балаклаве суда вывозили его и в Стамбул, и даже в Египет.

К сожалению, сегодня мы не увидим тех прежних лесов вокруг Балаклавы, поскольку после столетий интенсивной вырубки, когда крымский строевой лес шел на нужды и османского, и затем российского флота, окрестные горы стали практически безлестны.

Хотя Балаклава принадлежала не крымским ханам, а османским султанам, Гераи вовсе не чувствовали себя здесь чужими. Наряду с Гезлером и Кефе, Балаклава была одним из тех крымских портов, куда крымские ханы торжественно прибывали из Стамбула  после получения ханского титула.

Представители ханского рода нередко посещали балаклавскую крепость, причем некоторые из этих визитов были недобровольными. Известно, например, что Менгли Герай во время раздоров в ханском семействе однажды на некоторое время отдал сюда  в Чембало под надзор союзников генуэзцев своего мятежного брата Мелек Эмина.

Значительную часть населения Балаклавы издавна составляли греки. И поскольку за 4 года до того Суворов выселил всех крымских крестьян с полуострова в приазовский степи, в 1783 году город остался России практически опустевшим. Русское правительство заселило его новой волной греческих поселенцев, приглашенных с островов эгейского архипелага и поступивших на царскую службу. Это греческая гвардия стала известна в Крыму под названием Арнаут.

Греческая гвардия

Затем на некоторое время над Балаклавой поднялся и британский флаг. Это случилось осенью 1854 года во время Крымской войны, когда русские войска были вытеснены из города, и Балаклава на некоторое время стала главной базой британского военно-морского флота в Черном море.

Британцы владели этой территорией менее двух лет. Однако, связанные с их пребыванием здесь оказались впечатляюще. За столь короткий срок англичане успели построить здесь вместо песчаной отмели  каменную набережную, проложить в Крыму первую железную дорогу, протянуть по дну моря телеграфный кабель в Болгарию, построить целые улицы домов английского типа. Они взялись за дело столь энергично. Что современники назвали Балаклаву Little London (маленький Лондон).

В 1856 году по условиям мирного договора Великобритания возвратила город и бухту России.

Любит бюджетные самостоятельные путешествия. Посетил многие страны Восточной Европы и Средиземноморья: Беларусь, Румыния, Сербия, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Турция, , Болгария, Грузия и другие.
Умеет находить дешевые авиабилеты и туры.

Оцените автора
Darwin2.ru
Добавить комментарий