Коккоз: край голубых родников

Коккоз

Татары Коккоза, писал в 1793г. исследователь Крыма Петер Симон Паллас, очень состоятельны, занимаясь торговлей лесом, спускаемым ими с ужасно крутых гор. Живут они в хороших чистых домах и имеют прекрасно устроенные сады. В 18 века Коккоз считался одним из самых больших сел на всем полуострове.

Даже сейчас, когда Крым неузнаваемо изменился по сравнению с концом 18 века, прогулка по улицам старого Коккоза может во много подтвердить такое впечатление.

Коккоз

В Крыму сохранилось не так-то много настоящих старинных крымско-татарских домов. И лучшее место, где их до сих пор можно увидеть, это горные села под Бахчисараем, в т.ч. и Коккоз.

Некоторые здания полуразрушены, другие перестроены до неузнаваемости, но третьи порой представляют собой настоящие памятники сельской архитектуры.

Коккоз

В Коккозе сразу привлекает внимание большой и красивый дом. Он заметно отличается от прочих построек и своей величиной, и затейливостью формы, но в то же время имеет и много общих с ними черт. Такие как широкие карнизы крыш, небольшие окна, деревянные веранды.

Дворец в Коккозе

Что это за здание? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся сперва с его хозяевами.

До середины 17 века между реками Дон и Урал лежали владения Большой Нагайской Орды. Этим степным государством правила династия Беев, потомки знаменитого Едигея. Из этой династии происходил и Юсуф Бей, правитель Ногайской Орды в 1550-х годах.

Юсуф Бей имел многочисленное потомство. Наиболее прославилась его дочь Сююмбике. Она была замужем за казанским ханом крымского происхождения Сафой-Гераем. После его гибели сама стала правительницейКазанского ханства при своем малолетнем сыне. А накануне взятия Казани Иваном Грозным попала в русский плен и умерла там.

Сын Юсуф Бей, Ильмерза, напротив, сумел подружиться с Москвой. Он поступил на службу к царю, его потомки обрусели, приняли православие и влились в ряды высшей русской знати под фамилией Юсуповых. К началу 20 века князья Юсуповы были самыми богатыми во всей Российской империи, уступая лишь царской фамилии. Род Юсуповых имел такое значение, что когда его единственной наследницей оставалась женщина, княгиня Зинаида Николаевна, царь разрешил, чтобы ее муж, происходивший из менее знатного семейства, взял фамилию и титул жены – лишь бы знатный род не прервался.

Эта княгиня – дальняя пра-пра-правнучка Едиге Юсуф Бея и стала первой хозяйкой большого дома в Коккозе.

Дворец в Коккозе

В 1908 году она выкупила старую усадьбу у местного помещика Алибея Булгакова и приказала выстроить здесь, как она выразилась, «нечто в татарском вкусе».

За работу взялся архитектор Николай Краснов. Он хорошо представлял себе, что представляет «татарский вкус», ведь до того он несколько лет проработал в бахчисарайском ханском дворце, где изучал приемы ханской архитектуры. Их он и использовал при строительстве. Через 2 года дом был готов.

И когда княгиня женила своего сына на царской племяннице Ирине, она преподнесла этот дом невестке, как свадебный подарок.

Дом действительно был роскошен. Даже спустя 100 лет, когда в этих стенах сменили друг друга сельсовет, нац. Комендатура, опять сельсовет, турбаза, школа и интернат, на его потолках все никак не выцветут следы изысканной росписи.

Этот дом был очень богато украшен, а еще здесь хранился большой гардероб одежды в восточном стиле. И гости выходили по вечерам к ужину в нарядах пашей, султанов, визирей. Юсуповы просто купались в роскоши, владея кроме имения в Коккозе имениями под Москвой, Белгородом, двумя дворцами в Петербурге и прочими несметными сокровищами.

По замыслу Краснова в украшениях дворца многократно обыгрывалось крымско-татарское название села Коккоз – «Голубой глаз».

Голубой глаз

Изображение голубого ока встречалось здесь на витражах и настенных росписях, и на фонтане в наружной стене.

Здесь архитектор вновь проявил свое близкое знакомство с крымско-татарской культурой. Ведь глазом (кос) в крымско-татарском языке можно назвать и родник.

Голубой глаз в Коккозе

Эта роспись появилась на стене лишь недавно, а оригинальный фонтан, построенный Красновым из глазированной плитки, мы, к сожалению, уже не увидим.

Покинув двор юсуповского дома, мы сразу увидим еще один фонтан, из которого мог набрать воды не только знатный гость княжеского имения, но и любой простой прохожий.

А напротив, на другом берегу реки возвышается просторная мечеть, украшенная арабскими надписями по стенам и по балкончику минарета. Она тоже была построена на средства Юсуповых.

И хотя их род уже 300 лет не был мусульманским, все же они решили сделать столь щедрый подарок жителям Коккоза.

Памятник в Коккозе

Возможно, замысел о сооружении общественного фонтана и мечети для жителей села Юсуповым подсказал пример другого знатного семейства, проживавшего здесь в Коккозе – Булгаковых.

Предки Булгаковых когда-то прибыли в Крым из Турции. В отличие от Юсуповых, они не меняли своей прежней веры и были менее знатны и богаты. Их дом с широкой верандой на колоннах, стоявший чуть выше по склону был не столь пышен, как юсуповский дворец, но вполне уютен и удобен.

Юсуповский дворец

Булгаковы издавна были владельцами здешних земель и содержали в селе постоялый двор для торговцев, что направлялись через горы на южный берег.

В 1883 году Али Бей Булгаков выстроил неподалеку от своего постоялого двора фонтан «для общего блага», как потом говорит высеченная на камне надпись. Это было в духе давних традиций крымско-татарской знати, ханов, беев, мирс, среди которых было принято жертвовать средства на возведение различных общественных построек и тем самым увековечивать память о себе.

Еще более впечатляющим памятником Али Бею стала сооруженная на его средства мечеть.

Булгаковская мечеть

Булгаковская мечеть примерно на четверть века старше Юсуповской и очень похожа на нее, хотя и несколько меньше по размеру и попроще украшена. Возможно, Юсуповы, сооружая свою мечеть, брали пример с этой, желая показать жителям Коккоза, что они ничуть не менее щедры, чем Булгаковы и что они могут подарить селу и фонтан, и мечеть.

Действительно ли два знатных рода соперничали между собой в благотворительности или нет? Но так или иначе, в Коккозе по сей день существует 2 красивых дворянских дома, 2 мечети и 2 фонтана, построенные двумя разными семьями. Одной, которая жила здесь издавна. И второй, которая появилась здесь позже и обладала достаточными средствами, чтобы реализовать любые свои фантазии.

История Коккоза подает пример того, как два богатых семейства с умом использовали свои средства и украсили село. Во что превратило их наследие советская эпоха, можно видеть и без пояснений.

Тщательно отремонтированное здание юсуповской мечети и реставрационные леса у стен булгаковской позволяют надеяться, что здания приведут в надлежащий вид. С другой стороны, оба этих памятника культуры планируется передать в частные руки. Как это отразится на них? Я считаю, что в этом здании место не даче, не гостинице и не ресторану, а музею. Музею, в котором можно будет рассказать и о Юсуповых,  и о Булгаковых, и о традициях жителей этого древнего села.

Мечеть в Коккозе

Любит бюджетные самостоятельные путешествия. Посетил многие страны Восточной Европы и Средиземноморья: Беларусь, Румыния, Сербия, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Турция, , Болгария, Грузия и другие.
Умеет находить дешевые авиабилеты и туры.

Оцените автора
Darwin2.ru
Добавить комментарий