Кыз-Кермен: “Девичья крепость”

Кыз-Кермен

Над качинской долиной поднимаются 3 скальных гиганта, стоящих в ряд и схожих издали между собой, как близнецы. Ровно посередине стоит скальный мыс Кыз-Кермен.

С запада и востока Кыз-Кермен окружен двумя глубокими ущельями, а крутые белые осыпи поднимаются к подножью длинной отвесной скалы с плоской вершиной.

Кыз-Кермен

Эти виды напоминают пейзаж соседнего Тепе Кермена, однако в глаза бросается одно серьезное отличие. В то время, как скалы Тепе Кермена и Качи Кальона усеяны отверстиями сотен пещер, скальные утесы Кыз-Кермена первозданно чисты, пещер в них нет.

Девичья крепость

И это только одно из отличий между тремя древними городами, что стоят вплотную друг к другу.

Название Кыз-Кермен переводится как «девичья крепость». Своим происхождением оно обязано крымско-татарским преданиям, среди которых встречается множество сюжетов, поясняющих историю различных заброшенных развалин необыкновенными приключениями живших в глубокой древности красавиц.

Благодаря таким преданиям в Крыму получили свои названия сразу две девичьих башни: одна в Судаке, вторая возле селения Черкез-Кермен.

В одной легенде говорилось про храбрую девушку, победившую дракона на Тапе-Кермене. В другой легенде говорилось про несчастную пастушку, погубленную чудовищами на Качи-Кальоне.

Подобные сюжеты были характерны для фольклора как крымских татар, так и многих других народов. И схожие легенды складывались в самых разных уголках мира.

Потому постройки, прозванные «девичьями башнями», можно увидеть не только в Крыму, но и многих других краях: Стамбул, Баку, Аккерман.

Девичья башня

Однако из всего этого множества «девичьих» легенд наиболее красочной и необычной, пожалуй, выглядит та, которую в Крыму когда-то сложили в связи именно с этим местом – с Кыз-Керменом.

Когда-то давным-давно, говорит эта легенда, Тепе-Керменом и Кыз-Керменом правили два враждующих княжеских рода. Наконец после многих лет войны и переговоров князья решили помириться и поженить своих детей, но тут возникло новое затруднение. Дочь кыз-керменского правителя считала, что жених должен первым прийти к ней, тогда как сын тепе-керменского князя, напротив, полагал, что это будущая жена должна первой явиться перед будущим мужем.

Никто не хотел уступать, и тогда князья решили, пусть над ущельем возведут огромный мост, а молодые вступят на него одновременно и встретятся на середине. Ко дню свадьбы мост между Кыз-Керменом и Тепе-Керменом был готов, и жених с невестой вышли по нему навстречу друг другу. Но когда они сошлись на середине, кыз-керменская княжна выхватила кинжал и убила жениха. Ее тут же зарубила свита княжеского сына, а мост рухнул.

Тепе-Кермен и Кыз-Кермен

При взгляде с кыз-керменских обрывов на высящийся неподалеку Тепе-Кермен, воображением легко рисуется это сказочное сооружение – гигантский мост, который в действительности, конечно же, никогда не существовал. И не только потому, что в Средневековье не умели строить подобных сооружений.  Но еще и потому, что расцвет жизни на двух соседних городах пришелся на разное время.

И к тому времени, как на вершине Тепе-Кермен возникло оживленное поселение с домами и улицами, Кыз-Кермен уже несколько столетий как был пуст и заброшен.

Вершина Кыз-Кермена

Вершина Кыз-Кермена очень напоминает другой пещерный город – Чуфут Кале. Она тоже вытянулась над ущельями узким плоским мысом, напоминающем сверху вытянутую сковороду с тонкой рукояткой.

Как и Чуфет Кале, Кыз-Кермен окружен со всех сторон пропастями, и сюда ведет только одна дорога. В самом узком месте мыса она была перегорожена каменной стеной. Сейчас от этой стены остались лишь груды развалин, но в древности она была не менее 5 метров высотой. Подъезжающих к ней путников встречали две полукруглые башни и ворота на самом краю обрыва. Место их былого расположения сегодня указывает лишь древняя дорога.

Кыз-Кермен

Во время археологических раскопок на этом укреплении была сделана удивительная находка. В самом центре 130-метровой стены на одинаковом расстоянии от обоих обрывов археологи обнаружили внутри крепостной кладки замурованный скелет ребенка. Рядом с ним стоял кувшин, который обычно использовался для пищевых продуктов. Цель такого захоронения не вполне ясна. Однако тут можно вспомнить, что во многих культурах древнего мира существовал обычай человеческих жертвоприношений при постройке крепостей, дворцов и других сооружений.

Захоронение Кыз-Кермена

По древним поверьям, духи принесенных в жертву людей должны были охранять и защищать тех, кто будет обитать в таких постройках. Примечательно и то, что Кыз-Керменское захоронение было сделано во время ремонта стены, т.е. после того, как она была разрушена землетрясением или ударом неприятеля. Потому не исключено, что исполнение такого ритуала было призвано предотвратить повторение бедствия.

Среди кустов и зарослей неподалеку от стены были раскопаны остатки нескольких жилых усадеб. Каждая из них имела невысокий двор, обнесенный невысокой стеной, а внутри него от трех до семи различных хоз. и жилых построек.

Раскопки Кыз-Кермен

Всего таких усадеб было найдено семь, а это значит, что население города в древности было небольшим – около 100 человек. На развалинах этих усадеб были найдены остатки кузнечной мастерской, следы винодельческих хозяйств (от них сохранились каменные виноградодавильни – тарапаны):

Тарапаны - давильни винограда

Они располагались и внутри усадеб, и в балке у подножия горы, и на  обширном пустыре внутри крепости, которые жители ближайших сел в долине могли использовать как укрытие для семьи или скота на случай военной угрозы.

Во всех этих деталях Кыз-Кермен очень походил на другие пещерные города. Но вот чем он разительно отличался от них, так это почти полным отсутствием пещер. Если на Качи-Кальоне насчитывается около 120 пещер, а на Тепе-Кермене до 250, то на Кыз-Кермене их всего 3:

  1. Цистерна для воды в одной из усадеб:

Цистерна для воды

  1. Сторожка для дозорных на южном обрыве:

Сторожка для дозорных

  1. Монашеская келья, вырубленная уже после упадка города.

Монашеская келья в скале

Помимо главных крепостных ворот, укрепление имело еще и запасной, потайной выход. Он был устроен в небольшой расщелине возле скального обрыва. Вырубки в скалах показывают, что тут была выложена большая стена, а в ней сооружена крепкая деревянная калитка. В скале заметны пазы для толстых дверных косяков и подрубки под низ ворот.

Главные крепостные ворота

Далее вниз по склону идет высеченная в скале лестница.

Потайная тропа в скалах приводит к главному стратегическому запасу Кыз-Кермена – роднику чистой воды внутри грота.

Родник пресной воды в пещере

Здесь в скале вырублены водосборники, в том числе один весьма большой – емкостью около 240 литров.

В отличие от Тепе-Кермена, чьи источники воды давно иссохли, родники Кыз-Кермена до сих пор струят влагу.

Причем тут их насчитывается несколько. Один из них в соседнем живописном гроте использовался местными жителями вплоть до самого недавнего времени. Уже в ханские времена, либо в 19 веке вода из него по трубе была отведена к традиционному крымско-татарскому чечме, от которого на сегодняшний день остались лишь обломки со следами орнамента.

Такие источники являются очень интересным местом для археологов, ведь возле них всегда можно найти множество черепков от разбитых сосудов, а эти черепки, в свою очередь, способны поведать немало о том, когда люди впервые начали приходить сюда за водой.

Находки в этом гроте просто поражают древностью. Тут были найдены осколки греческих амфор с клеммами, поставленными на Родосе около 2000 лет назад. А средневековая крепостная стена стоит на месте гораздо более древнего, позднеантичного укрепления. Потому не исключено, что здесь, на Кыз-Кермене, еще на заре крымской истории могло существовать укрепление тавров, которые поддерживали связи с античными городами на побережье.

Кыз-Кермен

Жизнь на Кыз-Кермене не прекращалась и в последующие эпохи. Чуть к северу от крепостной стены найдены следы большого поселения скифов, которые в свое время тоже облюбовали эту безопасную и удобную скалу.

Что же за люди населяли кыз-керменские усадьбы в Средние века? Найденные при раскопках здешних жилищах железные кресты и предметы византийского культа подсказывают, что это было такое же смешанное население, что и в других пещерных городах Крыма. Т.е. дальние потомки тавров, скифов, алан и готов, объединенных греческим языком и религией.

Однако они были не единственными жителями Кыз-Кермена. Особенности здешних укреплений и ряд археологических находок свидетельствуют о том, что строителями средневековой кыз-керменской крепости были хазары – тюркский народ, чья степная империя Хазарский каганат с 7 по 10 века владела огромными пространствами от Днестра до Аральского моря.

Карта Хазарии

Среди прочих земель Хазари принадлежал также и Крым, власть над которым хазарские каганы оспаривали у тогдашней средиземноморской сверхдержавы – Византии. Кыз-Кермен был одним из нескольких форпостов, которыми располагали в Крыму хазарские правители. Его укрепления построены примерно в 770-780-х гг., т.е. в эпоху могущества хазарской державы.

Многолетний спор Хазарии и Византии за Крым закончился отступлением хазар. Их отряды покинули горные крепости. На смену хазарам пришла новая волна тюркских народов – печенегов. А древний город постепенно стал приходить в упадок.

Исследователи давно отметили, что примерно в это же время неподалеку отсюда началось активное строительство города Кырк-Ер (нынешний Чуфут-Кале).

Город Кырк-Ер

Не исключено, что туда и переселились многие жители заброшенного Кыз-Кермена. В Чуфут-Кале издавна существовала большая община караимов. А ведь известно, что важное  место в формировании этого народа занимали именно потомки хазар.

Итак, поселение на Кыз-Кермене возникло гораздо раньше, чем в других пещерных городах. Но раньше, чем на них, оно и пришло в упадок. Этим и можно пояснить основное отличие Кыз-Кермена от его соседей, т.е. практически полное отсутствие пещер. Ведь массовое их сооружение на других городищах вошло в традицию уже после того, как Кыз-Кермен опустел.

Развалины Кырк-Ер

Этот город ушел в небытие настолько давно, что его первоначального имени и его истории уже не помнили последние жители Качи-Кальона и Тепе-Кермена, которые оставили своим потомкам, крымским грекам и крымским татарам, лишь красочное предание о своенравной кыз-керменской княжне.

Любит бюджетные самостоятельные путешествия. Посетил многие страны Восточной Европы и Средиземноморья: Беларусь, Румыния, Сербия, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Турция, , Болгария, Грузия и другие.
Умеет находить дешевые авиабилеты и туры.

Оцените автора
Darwin2.ru
Добавить комментарий