• Меню
Школьное образование в Германии

Система школьного образования в Германии, гимназии

Поскольку Германия многими рассматривается как одна из желаемых стран для переезда и работы, возможно, будет интересен мой опыт в понимании, как работает система школьного образования в Германии, и способах безболезненного взаимодействия с ней.

Статья касается в основном квалифицированных специалистов, тех, кто приезжает в Германию по работе (Blue Card) и имеет детей–школьников, не знающих или плохо знающих немецкий, и кто заинтересован в том, чтобы дети получили качественное образование в Германии.

Рассказывать буду на примере Гамбурга. Надо отметить, что в разных землях Германии система образования отличается друг о друга так же, как отличается и программа, и уровень знаний. Например, в Гамбурге школьное образование считается одним из самых слабых, а в Баварии – самое сильное.

Как работает система

В Гамбурге с 1 по 4 класс дети учатся в начальной школе, с 5 – либо идут в гимназию (более сильная программа), либо в Stadtteilschule (обычная школа со слабой программой).

Подача документов в 5 класс происходит в феврале предыдущего года, когда дети еще в 4 классе. Школа выдает рекомендации, советует ли она ребенку гимназию или обычную школу, но решение родителей – приоритет. В этом — положительное отличие Гамбурга от, скажем, Баварии, где рекомендация школы – определяющая.

В гимназию, ближайшую к дому, обязаны принять всех детей, которые живут в территориальной доступности к этой школе. Естественно, принимаются и дети из других районов.

Если гимназия хорошая, с хорошим рейтингом, то туда стремятся многие. В конце 6 класса учеников, не тянущих программу гимназии, переводят в Stadtteilschule.

Помимо государственных, есть еще частные – чаще всего католические – школы и гимназии. Там, как правило, программа сильнее. Но в принципе много и хороших государственных школ — надо только тщательно их выбирать.

Как только ребенок–иностранец прописывается в Германии, то его должны определить в школу. В Гамбурге надо ехать в информационный центр, где ребенка распределяют в школу (в зависимости от района) и в класс (в зависимости от возраста).

И тут возможны различные варианты:

  1. Класс 1 и 2. Ребенок, как правило, распределяется в ближайшую начальную школу, в обычный класс. У него достаточно времени и условий, что выучить язык. В этом возрасте он счастливо минует интеграционные классы.
  2. Класс 3 – 4. Дети–иностранцы, как правило, начиная с третьего класса в Гамбурге должны сначала идти в интеграционные классы (ИК), которые есть при многих начальных школах. Потом через год, как правило, ребенка переводят в обычный класс повторять год либо в обычный класс без потери года.

Год пребывания в ИК– это не закон, хотя чиновники от образования часто об этом умалчивают. С ИК – как повезет. В нашем случае, и это наиболее вероятный сценарий – это была полная потеря времени. В классе были дети, разговаривающие на ломаном немецком, что не только не помогало, но и очень мешало обучению. Сам уровень преподавания был очень низкий.

Более того, после ИК есть немалая вероятность, что ребенок усвоит неправильный немецкий и потом переучить будет очень сложно, так как задача ИК – это не научить правильному немецкому. Задача ИК – это научить хоть какому–то немецкому, и в ИК обычно подстраиваются под самого слабого ученика. Хотя в некоторых школах, как правило, в хороших районах в ИК действительно учили язык. Если родители видят, что ребенку нечего делать в ИК, то через 3-4 месяца лучше идти разговаривать с директором, чтобы ребенка перевели в обычный класс.

В Дюссельдорфе, кстати, другая система – гораздо эффективнее. Там ребенка-иностранца без языка сажают в обычный класс, но на год ниже, и дают дополнительные часы обучения немецкому. В итоге язык схватывается гораздо быстрее и качественнее.

  1. Класс 5 и далее. Тут родителям надо быть очень внимательным и держать руку на пульсе. Ребенка направят в ИК, но самое важное – при какой школе–гимназии или обычной школе.

В Гамбурге есть полностью интеграционная гимназия, и с недавних лет открылись ИК при многих гимназиях. К сожалению, чиновники от образования в инфо-центре зачастую элегантно умалчивают, что ИК есть и при гимназиях, и они будут настойчиво советовать отдать ребенка в ИК при обычной школе.

То есть если не спросить, то могут просто не сказать. Не соглашайтесь, если вы знаете, что ваш ребенок умен и хорошо учится. ИК в обычной школе – это очень своеобразный контингент и очень слабая программа. Сильный мотивированный ребёнок там просто потеряется.

Кроме того, будьте готовы, что вам будут говорить, что ребенок не потянет программу гимназии – тоже не верьте. В средних классах математика, английский и естественные науки слабее, чем уровень, который ребенок получит в хорошей российской школе. Да, у него будут сложности с немецким языком, но это временно, и он это нагонит, а вот после года или двух в обычной школе он отстанет от программы гимназии.

И в этом кроется другая потенциальная ловушка – его попросту потом могут отказать перевести в гимназию, мотивируя тем, что программы гимназии и обычной школы очень отличаются. Знаю примеры, когда родителям с адвокатом пришлось переводить детей в гимназию, потому что они по рекомендации чиновников сначала пошли в ИК при обычной школе, а когда спохватились, чуть было не стало поздно.

Как выбирать школу, гимназию в Германии?

Можно ли обойти и избежать все потенциальные сложности? Можно, если учитывая факторы риска:

  1. Точка входа, или возраст. То есть ребенок 8 лет скорее всего прекрасно отучится в обычных классах начальной школы, выучит язык при общении с одноклассниками и у него не будет проблем. Чем старше ребенок, тем сложнее.
  2. Район. Это ключевой момент. Что бы ни говорили, что в Германии все районы неплохие, это не так. Это не очевидно, но районы очень различаются по социальному уровню. Поэтому однозначно стоит перераспределить бюджет так, чтобы снять квартиру в хорошем районе. Для маленького ребенка достаточно просто хороший район – там скорее всего, будет просто неплохая нач. школа. Для гимназии – советую идти от противного – селиться около хорошей гимназии, где есть ИК. Тогда более вероятно, что ваш ребенок попадет туда. Контингент там будет совсем другой, нежели чем контингент ИК в плохом районе.

Как понять, какой район или какая школа хорошая? Во-первых, можно порасспрашивать в русскоязычных группах в соц. сетях. Во–вторых, есть документы, которые показывают рейтинг гимназий в зависимости от средней оценки абитура (конечная оценка, на основании которой поступают в вуз), и есть также документы, которые показывают социальный индекс учеников той или иной школы.

Далее, очень полезно, несмотря на советы в информационном центре, посетить желаемую гимназию, встретиться с директором, показать хороший аттестат ребенка. Очень часто директор соглашается взять ребенка в свою гимназию, хотя чиновники от образования посылают его в обычную школу.

  1. Проверять все, что говорится в управлении образования. К сожалению, система школьного образования в Германии чаще всего направлена на то, чтобы как можно меньше детей пошло в гимназию. Не важно, иностранцы это или нет. И чиновники не только не помогают информацией, но и часто умалчивают о возможностях, не сообщая всех вариантов и т.д.

Более того, культивируется миф, что в гимназии очень сложно учиться. Это ерунда. Ну представьте 5 или 6 класс хорошей российской школы – ну то же самое, даже легче. Да, поначалу будет тормозить из–за плохого немецкого, но так же он будет тормозить и в обычной школе, а качество знаний будет другое, и потом он не сможет нагнать хороший уровень.

  1. Ну, и если есть возможность — ребенку до переезда начинать срочно учить язык. В гимназию можно идти, минуя ИК, при наличии уровня немецкого В1.

Удачи, легкой адаптации, и интересной учебы вашим детям.

Оставь комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *