На Земле есть только два города, которые можно считать мировой столицей – Париж и Лондон, потому я иногда буду их сравнивать. И с Москвой, ибо все её знают.
С Нью-Йорком не буду сравнивать – вынь оттуда здание ООН и еще два других здания, и Нью-Йорк совсем на звание «мировой столицы» претендовать не будет.
Почему Париж лучший?
Следующие мысли сугубо субъективны.
- Париж – лучший, ибо здесь в ограниченном окружной дорогой «Перифери», живет относительно немного, всего миллиона два, человек.
- Париж – лучший, ибо весь этот огромный город очень компактен и весь равномерно интересен. В Лондоне же есть несколько интересных «выдвинутых» районов, и он весьма разбросан.
- Париж – лучший по климату, даже зимой здесь плюс 10.
- Париж – лучший, ибо, весь город и не мало-, и не многоэтажный. Ряды лондонских стандартов рядовых двухэтажек сначала оригиналят, потом же реально вгоняют в депрессию.
- Париж – лучший, ибо Сена не так загрязнена, да ещё и извивается, как шея дракона. Мосты на Сене – во множестве своем это шедевры, а в Лондоне – и меньше мостов, и только два из них – реально круты (не считая нового, пешеходного).
- Париж –лучший, ибо он не скучно плосок, а с холмами, но гуманными.
- Париж – лучший, ибо населен веселыми французами, весьма сочетающимися с менталитетом русского человека, в то время как англичане, в Лондонской версии жутко приятные, всё же сильно тормозят и холодят.
- В Париже больше музеев, лучше еда, и так далее.
По Парижу лучше всего ходить ногами. Самым простым способом насладиться Парижем, как и везде, будет – проехать до точки интереса на транспорте, а оттуда весь день, с остановками, по выбранному маршруту или невпопад, идти домой пешком.
Личное авто
Да, в отличие от Лондона, по Парижу вполне можно ездить на машине, здесь инфраструктура не немецкая, но лондонской лучше раз в сто.
Особенно комфортно ездить по Парижу на машине в субботу и выходные, а также летом, ибо все нормальные парижане из Парижа тогда сбегают, а туристы читают туристские путеводители, предостерегающие от использования машины в Париже!
Разумеется, водить в Париже машину надо уметь. Парковок сейчас в Париже полно, пусть они и не дешевы. Но и не дороги. Можно бронировать их по интернету, тогда выходит дешевле.
Такси
Да, и с такси все ОК. Они намного дешевле лондонских и, главное, круче: в Лондоне ты сидишь в этом черном воронке, часто водилы – нелондонцы, и общаться ты все–равно не можешь, за стеной. Другое – в Париже: тут Вы узнаете колоритный французских таксистов, они вам и расскажут, и спляшут, и споют.
Тем не менее, если вы хотите ездить по Парижу, то самым удобным будет подземное метро.
Метро
Оно совсем-совсем неглубок, практически, как в Москве пешеходные переходы. Тем не менее, оно достаточно глубоко, чтобы не бесило, как в Нью-Йорке. То есть вы мгновенно едете, понимаете? Не вниз, а к цели!
Расстояния между станциями метро смехотворны – примерно 1 минута. Это означает, что Вы очень точно приезжаете в нужное место, а не как в Москве – приезжаете и еще тупите по улицам – совецким и ветряным минут 15 -20.
Метро невероятно быстрое и частое, при том не шатающее и не летящее турбореактивным снарядом с таким же звуком, как в Москве. Сбоев в нем, как в Лондоне, почти не бывает. Хотя технически метро в Лондоне и подтянулось после реконструкции, но все еще хуже в этом смысле парижского БЕЗ реконструкции. О которой постоянно будут вам говорить парижане, от души ругая метро.
Если вы поняли логику французского метро, то оно – дико удобно и понятно: метро выглядит полным хаосом и никаких кольцевых тут нет. НО: всё что надо вам, как туристам, достигается невероятно просто и легко! Линии французского метро обозначены цветом, и, что шикарно – номером! Это очень упрощает все поездки.
На каждой станции метро сидит красотка или красавец и охотно, от официального метро, лично объясняет вам любые вопросы. Охотно дает карты метро и вообще столицы. Это круто и очень облегчает вообще всё! В Лондоне тоже есть такие “объяснялы”. Но они без карт и вообще – добровольцы.
В Париже в метро – море карт разных уровней и на стенах. Изучать их – одно удовольствие. Карт как самого метро, так и всех наземных видов транспорта.
Системы указателей многочисленны и в целом, толковы, хотя логика их не совецкая – всё дается на «уровне глаз». Вы быстро привыкнете: «Номер линии и направление» – вот и всё, что вам нужно. При том, вход на разные направления одной и той же линии может быть совсем далеко, и поезда могут идти вообще с разных платформ.
В парижском метро нескучно, ибо абсолютно все станции и сходы, и даже вагоны и поезда – не стандартные, а разных типов. От гипер-современных, до весьма “ретро”, но прекрасных. Вагоны маленькие, поезда маленькие.
Вообще, метро почти всегда неполное и комфортное. Отлично и то, что почти всегда поезда метро – сквозные, то есть не разбитые на отдельные вагоны! Вагоны незаметно для глаз соединены в единое пространство: против давок и толпы. Поручень тоже состоит не из одной палки, а из шести – держаться очень удобно!
Парижское метро – музей и рай для эстета. И картины и рекламы и публика и поющие и танцующие музыканты! Даже настоящие крутые группы дают в парижском метро концерты.
Очень крутым является и то, что парижское метро полностью интегрировано и с дальними, и с пригородными поездами. То есть это одна единая система, что всё радикально ускоряет. Иной раз, даже внутри Парижа быстренько заскочишь на «электрическую» – и бамс – за пару минут на другом конце столицы! Электрички в Париже – часто и убитые, но при том – двухэтажные и клевые все равно.
Но всё это была только присказка. Парижское метро – крайне удобно в оплате – и потому тут почти никогда нет очередей за билетами. Все хотят с электронными карточками. «Ну в Лондоне тоже есть «Ойстер» – скажет надменный англичанин. Да, но электронка в Лондоне – тупо начисляет и списывает вам поездки, в Париже же – это реально социальный проездной. Потому вы платите единоразово 5 евро и даже цепляете на проездной свое фото! Но потом годы все это можно использовать, докладывая денег на эту карту.
Вы покупаете сразу «проездной» на один день (не сутки! то есть только на сегодня). Стоит такой проездной – 17 евро. Проезд из конца в конец стоить будет дороже. А так вы за 17 евро можете ездить сколько хотите! Причем, не только на метро, но и на электричках, и на автобусах, и на трамвае!
Вход в метро тогда свободен – прибор может пропускать даже сквозь куртку и кошелек. Сигнал электронного проездного сильный.
Полная же шокирующая крутизна наступает, если вы ездите в Париже дня три. Тогда вы берете проезной на неделю (есть только на 1 день или 7 дней). И вот тут Вы переспросите кассира, «Что, неделя стоит 22,70 Евро?» Да, неделя стоит 22,70 евро!
Проездной действует на все виды транспорта французской столицы. Тогда вы сможете насладиться свободой перемещения по Парижу.
Есть ли в парижском метро недостатки? Да море: здесь увидишь бомжей, здесь может быть, хотя и нечасто, ещё тот «одер», здесь вначале сбивает с толку непонятка схем движения, здесь фигово для инвалидов, здесь фигово для людей с тяжестями и колясками. Лифты есть факультативно, но и те, как правило, не работают.
Тем не менее, плюсы метро Парижа многократно превосходят его недостатки, поругаться о которых можно в Париже и с парижанами –пассажирами, и с самими работниками метро, причем и те, и другие с восторгом будут ругать метро вместе с вами. Что делает даже парижские недостатки неким парижским шиком, и что придает Парижу ещё больше шарма.