Древности Старого Крыма

Старый Крым

Мечеть Узбек-хана в городе Старый Крым недавно отметила свое 700-летие. В связи с этим юбилеем организованы отчеканены памятные монеты, выдвинуты различные проекты сохранения этой постройки.

Памятная монета

Но давайте пройдемся по улицам Старого Крыма и посетил другие сохранившиеся здесь средневековые сооружения. Они, как и мечеть Узбека, напоминают о давних временах, когда этот тихий городок был столицей золотоордынского Крыма, богатым, шумным, многолюдным городом.

Он тогда еще не назывался «Старым», а именовался просто «Крым», передав впоследствии свое имя и всему полуострову.

Начнем прогулку с места, где в прошлом возвышалась крепостная стена, ведь в старину весь город был огорожен оборонительными сооружениями. Согласно старым описаниям и картам, общая протяженность этих стен составляла более 6 км и они были дополнительно укреплены 28 башнями.

Древний Крым

Ни одно из этих сооружений не сохранилось, потому что остатки древних укреплений были разобраны еще в начале 19 века на строительный камень. Но взору доступны их следы, найденные археологами.

Стена тянулась вдоль к высокому холму, спускаясь к городу и окружая его со всех сторон. Здесь же на вершине холма обнаружены и остатки здания – это развалины Дюрбе, когда-то построенного почти вплотную к крепостной стене.

Развалины Дюрбе

Спустившись с холма вниз, мы окажемся среди узких переулков старого города. Во многих местах здесь издалека заметен узнаваемый минарет мечети Узбек-хана.

Мечеть Узбек-хана

Как известно, одной из важнейших реформ хана Узбека (правил 1313-1341гг.) было введение ислама как государственной религии золотоордынской империи. Однако этот город к тому времени уже давно был мусульманским, и построенная Узбек-ханом мечеть была далеко не первой.

Самая ранняя мечеть была сооружена в 1263 году неким Бей Хаджи-Умаром, выходцем из Бухары. Никаких следов от нее до нашего времени не дошло.

Короткая улицы выводит от мечети Узбек-хана к еще одной средневековой постройке – мечети Бейбарса.

Мечеть Бейбарса

Согласно местным легендам, она была сооружена по повелению египетского султана Рукнеддина Бейбарса, выходца из здешних краев.

В египетских хрониках действительно встречается подобная история, однако в ней говорится не о Бейбарсе, а о другом султане по имени Альмансур Сайфутдин Калау. Летописец сообщает, что в 1287 году египетский султан Калау прислал 2000 динаров и искусного каменотеса, чтобы выстроить в крымской столице мечеть в знак союза Египта с золотоордынским ханом Берке.

Раскопки показали, что эта мечеть была возведена примерно в 1380-90гг. на месте заброшенных жилых домов. А это значит, что следы мечети египетского султана Калау следует искать в другой части города.

Еще через несколько кварталов во дворе возвышаются живописные руины. Это разрушенное здание – Куршун-Джами (Свинцовая мечеть).

Развалины Свинцовой мечети

Нередко рассказывают, что в прошлом между камнями ее кладки для прочности был залит свинец. На самом деле мечеть получила такое название благодаря своей кровле, которая когда-то была покрыта листами свинца и уже давно обрушилась.

Раскопки на этих развалинах помогли выяснить, что изначально эта постройка являлась не мечетью, а обителью дервишей и называлась Тикие Дахир бея. Над его входом в прошлом находилась каменная плита с надписью. В ней говорилось, что Тикие было возведено по повелению знатной дамы Бай Хутлы Батун.

Фонтан в поселке Утуз, от которого сохранилась плита с именем Кутлуг Тимура и мечеть в селе Шейхколь. Оба этих сооружения относились в 1357 году.

Еще одно тикие располагалось в прошлом у вершины срытого кургана. Он до сих пор Кемаль-Ата в память об очень почитаемом мудреце, который основал здесь в 14-15 вв. суфийскую общину.

Захоронение

Вокруг кургана когда-то простиралось большое мусульманское кладбище ордынских времен. На нем найдено множество памятников. Причем по надписям на них можно видеть, что город Крым стал в то время настоящим международным перекрестком.

Мусульманское кладбище

В эпитафиях многих усопших упоминались места, откуда эти люди прибыли сюда: сельджукская Турция, Иран, Сирия, Ирак, северная Африка.

На христианских кладбищах города надгробия тоже отличались разнообразием. На них можно было встретить надписи на греческом, армянском и греческом языках.

Город Крым находился по соседству с генуэзской Кафой, крупнейшим на полуострове торговым портом. И здесь проживало много итальянцев, имевших в городе даже католический монастырь. Вот руины одного из храмов средневекового христианского квартала.

Руины храма

Исследователи до сих пор выясняют, кто его построил. Одни видят в этом здании армянскую постройку, другие – что это греческая церковь.

И подобные сомнения, когда памятники разных народов трудно различить, неудивительны. Ведь взаимное влияние разных культур было очень тесным. Например, популярные тогда в Крыму сельджукские орнаменты, сами возникшие в восточной Турции как творческий синтез армянский, персидских и турецких мотивов, украшали тогда собою в Крыму памятники практически всех народов Крыма. И мечеть Узбека, и армянские храмы, и генуэзские крепости.

Свидетелем эпохи, когда Крым уверенно вышел на международную арену и стал местом встречи Востока и Запада, является этот караван-сарай – постоялый двор для торговцев, который в городе называли Таш-Хан.

Таш-хан

Сейчас от него сохранилось лишь несколько стен. А изначально тут простирался огромный двор, по всему периметру которого были устроены 2х-этажные номера для приезжих купцов. На нижнем этаже в кладовой купец мог сложить и запереть свой товар, а на верхнем – поселиться сам в небольшой комнате с камином.

В стене заметны отверстия для балок, которые поддерживали дощатый пол второго этажа.

Развалины Караван-Сарай

Разрушенная стена караван-сарая

Караван-сарай служил местом хранение всевозможного ценного товара, и потому тщательно охранялся, словно небольшая крепость. По его четырем углам стояли огромные башни, и фундамент одной из них заметен здесь и поныне.

При раскопках во дворе караван-сарая были обнаружены разные заморские дорогие вещицы: посуда, украшения, шахматные фигуры (видимо, купцы развлекались тут на ночлеге).

Еще одним местом для встреч и бесед приезжих купцов во всех городах Востока служили общественные бани. Как правило,  это были очень вместительные сооружения. Следы больших общественных бань в Старом Крыме пока еще не найдены, но они точно существовали. Тем более, что в городе было множество меньших сооружений такого типа.

Фундамент

Вот пример фундамента бани, которой пользовалась одна или несколько семей. Свежая вода для городских бань поступала через подземные водосборные галереи от родников на склонах горы Агармыш, что возвышается над Старым Крымом и защищает его от холодных северных ветров. Расходясь под землей по густой сети глиняных водопроводов вода питала и множество, фонтанов на городских улицах.

Старый Крым до сих пор отличается изобилием подобных сооружений. И некоторые из его фонтанов действуют до сих пор.

Развалины, которые мы с вами посетили сегодня, это лишь бледная тень того великолепия, которое блистало здесь 700 лет назад.

Город Крым пришел в упадок очень давно. Уже во времена Крымского ханства очевидцы описывали его, как место заброшенное и почти опустевшее, но все еще хранящее следы былого величия.

Город сильно пострадал в годы ордынских междоусобиц, когда эпоха могущества и богатства сменилась в Орде бесконечными войнами претендентов на престол. А когда крымские ханы освободили Крым из-под ордынской власти и начали строить независимое государство, то предпочли создать новую столицу в бахчисарайской долине, нежели восстанавливать прежнюю в Старом Крыму.

Старый Крым

Любит бюджетные самостоятельные путешествия. Посетил многие страны Восточной Европы и Средиземноморья: Беларусь, Румыния, Сербия, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Турция, , Болгария, Грузия и другие.
Умеет находить дешевые авиабилеты и туры.

Оцените автора
Darwin2.ru
Добавить комментарий