Президентом РФ был подписан Указ № 274 о возможности обмена гражданами с другими государствами в связи с их трудоустройством. Для этого в России определено ограниченное количество рабочих мест в различных сферах промышленности и организаций, при получении которых иностранцы могут переехать на постоянное проживание в страну до момента окончания договора. Изменения 2022 года в законодательном акте позволили упростить данную процедуру.
- Патент на работу — что это такое
- В каких случаях необходим
- Какие преимущества дает патент?
- Условия получения для иностранных граждан
- Как оформить
- Необходимые документы
- В какие инстанции необходимо обращаться
- Варианты подачи заявления
- Сроки рассмотрения
- Стоимость
- Законные причины отказа
- Что делать иностранному гражданину после получения трудового патента
- Длительность действия и особенности продления документа
- Штраф за просроченный документ или работу без патента
Патент на работу — что это такое
Представляет собой охранный документ, который удостоверяет исключительное право указанного лица в осуществлении деятельности (приоритет на нее).
- Таджикистан;
- Молдова;
- Узбекистан;
- Абхазия;
- Украина;
- Азербайджан.
Патент на место по трудоустройству выдается и оформляется заранее, после чего, иностранец при нахождении в России прописывает цель визита “Работа” в графе приезда миграционной карты, а также оплачивает все требуемые взносы.
В каких случаях необходим
- В ситуации осуществления рабочей деятельности как приглашенный специалист высокого уровня при зарплате не меньше 150 000 рублей за месяц.
- Если иностранец желает трудиться далее в России при обучении на очном (дневном) отделении по программам, прошедшим госаккредитацию.
- Соискатели работы.
Также в соответствии с законом № 357 любой иностранец, прибывший в страну без визы, и желающий осуществить трудовую деятельность на территории РФ, обязан располагать патент на работу. Исключение — мигранты, которые оформили временное пребывание в регионе своей работы, они могут трудоустраиваться как российские граждане.
Какие преимущества дает патент?
- легально располагаться на территории страны;
- вести рабочую деятельность по специальности и получать за нее зарплату.
Если иностранец не оформил патент или разрешение на работу более 90 суток по приезду, то дальше ему запретят посещать РФ на протяжении 10 лет.
Условия получения для иностранных граждан
- Встать на миграционный учет.
- Соответствовать законодательным требованиям (быть неосужденным, отсутствие запретов на въезд).
- Предоставить пакет документации.
- Пройти комиссии — медицинские, языковые, дактилоскопические.
- Располагать профессией, специальностью.
- Иметь приглашение от работодателя.
Как оформить
- Прибытие в страну и заполнение иностранцем миграционной карты при въезде.
- Процедура постановки на учет, как прибывшего гражданина другой страны.
- Сбор установленного списка документов.
- Обращение в региональный орган МВД РФ, расположенный по месту регистрации трудового апатрида.
- Подача заявления.
- Оплата услуг.
- Снятие отпечатков пальцев.
- Сделать медсправку.
- Ожидание готовности бланка.
Необходимые документы
Положенным образом составденные канцеляры относят очно или через уполномоченную организацию в срок 30 календарных суток с момента выезда из своей страны.
- заявление;
- удостоверение личности;
- полис по медицинскому страхованию;
- медзаключение об отсутствии опасных, хронических заболеваний;
- миграционная карта с целевым указанием “Работа”;
- документация о постановке на учет.
В какие инстанции необходимо обращаться
- отделы УВМ (бывшие ФМС);
- МВД.
Варианты подачи заявления
Бланк предоставляется апатридом очно в подразделении работы с иностранным населением. В заполнении поможет гос.работник. Разрешается обратиться в специальные фирмы, которые трудятся с заграничными гражданами и их документами. Направить бумаги в отдел надо персонально или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Сроки рассмотрения
- дактилоскопическая регистрация;
- фотографирование.
Как доказательство своей трудовой деятельности для иностранцев, регистрирующихся у юридического лица, необходимо переслать в миграционный центр договор на трудовую деятельность (гражданско-правовое соглашение на выполнение работ оказание услуг) заранее либо предоставить его самостоятельно.
Совершить это можно заказным письмом с уведомлением о вручении в миграционный отдел территориального МВД по месту будущего проживания.
Стоимость
- составление патента – 3 500 рублей;
- ежемесячный авансовый платеж — от 2 000 до 5 500 р.;
- оформление медицинского полиса — от 3 000 до 4 500 р.;
- сертификат на знание государственного языка — до 5 500 р.;
- медзаключение об отсутствии опасных болезней — 3 000 р.
Узнать, сколько стоит весь спектр услуг в частном случае, возможно на сайте МВД или УФМС.
Законные причины отказа
Отсутствие разрешения на ведение труда в России выглядит как письменное уведомление с обязательной ссылкой на норматив закона РФ.
- угроза безопасности российским жителям;
- нарушение правил нахождения в стране или сроков;
- планирование или выявление сопричастности к террористической деятельности;
- иностранец в течение 5 лет был депортирован из страны или передавался в свою страну в соответствии с договором международного значения о реадмиссии;
- указал ложные сведения в поданных документах;
- совершение административного правонарушения, депортирование или выдворение из России;
- был осужден за особо тяжкие преступления.
- по нему работает третье лицо;
- по прошению мигранта или работодателя;
- когда юридическое лицо не зарегистрировалось в реестре;
- в случае смены места проживания мигранта;
- если иностранец был передан по договору реадмиссии;
- согласно прошению самого владельца.
Отказ в выдаче разрешения можно обжаловать в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России или в мировом суде.
Что делать иностранному гражданину после получения трудового патента
- Прибыть на место ведения трудовой деятельности.
- Обустроиться.
- Легально устроиться на работу к физическому или юридическому лицу. После этого обязан работодатель в течение 3-х дней направляет уведомление в территориальное подразделение УФМС о заключении с ним трудового или гражданского договора.
- Подавать труддоговор в отдел, выдававший патент.
- Встать на миграционный учет.
- Ежемесячно предоставлять авансовую уплату за нахождение в стране и продление договора.
Длительность действия и особенности продления документа
Патент выдается гражданину на срок минимальный 1месяц, максимальный — год. По их истечении есть возможность однократного переоформления без выезда из рабочей страны.
- Оформить трудовой договор.
- Обратиться в миграционный отдел.
- Оплатить авансовый взнос на месяц или более.
- Проставить отметку о продлении.
Срок действия документа прекращается при неуплате фиксированной платы за следующий период.
О продлении стоит позаботиться заранее, крайний срок обращения — за 10 рабочих дней до окончания периода действия. Для этого посещают миграционный отдел с пакетом документов и прошением.
- заявление на переоформление;
- бланк от работодателя о подселении патента;
- трудовой договор.
Документ со сроком действия один месяц возможно продлевать 11 раз. Повторное получение миграционной карты для данной процедуры не предусматривается.
Штраф за просроченный документ или работу без патента
За нарушение законодательства в сфере отношений с иностранными гражданами предусмотрена система штрафных санкций.
- за работу с просроченным бланком либо неоплаченным;
- за ведение трудовой деятельности в другой области, не указанной в документации либо не по профессии;
- превышен период законного нахождения в стране (от 90 до 180 суток).
На работодателя, нарушавшего миграционный закон, накладывется штраф в размере до 1 млн рублей и приостановление ведения своей деятельности до 3-х месяцев за следующие проступки:
- наем сотрудников за границей без патента;
- использование трудовых ресурсов не по распределению;
- эксплуатация людей не по месту назначения в патенте (направить на работу в Воронежскую область вместо прописанной Москвы);
- отсутствие уведомлений в миграционный отдел о приеме на работу иностранных граждан.
За данными категориями ведется наблюдение, и проводятся проверки подразделениями МВД для исключения правонарушений.
Сейчас согласно президентскому Указу № 247 процедура оформления была намного упрощена: иностранным гражданам не нужно будет продлевать регистрацию, на работу можно устраиваться без разрешительных документов, а РВП, ВНЖ и другие статусы в РФ не аннулируются.